Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.05.2024, 02:12

Сайт Базархановой Соёлмы Сократовны

учителя русского языка и литературы
Меню сайта
Категории раздела
ГИА [5]
Подготовка к Государственной итоговой аттестации
ЕГЭ [2]
Подготовка к Единому государственному экзамену
Олимпиады [1]
Уроки [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Русский язык » Уроки

Интегрированный урок по русскому языку и биологии

Проведение интегрированного урока (биология и литература) в рамках ФГОС ООО

На сегодняшний день в России происходит переход на Федеральный Государственный Стандарт второго поколения. Отличительной особенностью данного стандарта является ориентировано-личностный подход. Это методологическая ориентация педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самосознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Федеральный Государственный Стандарт второго поколения требует не только изменений в технологиях обучения, но и способствует изменениям в подходе к современному уроку. Урок по ФГОС должен отражать классическую структуру урока с использованием активного применения собственных творческих наработок при построении урока, подборе учебного материала и технологии его подачи и закрепления. Особенности современного урока в соответствии с требованием ФГОС заключаются в том, что:

1) При подготовке к уроку учитель использует не только методические рекомендации и учебник, но и интернет-ресурсы, материалы коллег.

2) Большая часть времени урока отводится на самостоятельную деятельность учеников.

3) Тему, цели и задачи урока формулируют сами учащиеся.

4) На уроке применяются групповой, индивидуальные методы обучения.

5) Контроль в течение урока осуществляет не только учитель, но и ученики в процессе самоконтроля и взаимоконтроля.

6) В ходе и по итогам выполнения работы учащиеся самостоятельно формулируют затруднения и осуществляют коррекцию.

7) Результаты деятельности учащихся оцениваются учениками путем самооценивания и взаимооценивания деятельности.

8) Итогом урока является рефлексия.

Таким образом, современный урок отличается деятельностью учителя и учащихся. Ученик становится не объектом образовательного процесса, а субъектом. Одной из основных задач образования на сегодняшний день является формирование конкурентоспособной личности, и новый образовательный стандарт направлен именно на реализацию этой задачи. Одним из путей ее решения является проведение интегрированных уроков. Технология интегрированных уроков активно внедряется в школьную программу и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Связь между предметами учебного плана необходима для того, чтобы некоторые методы, приемы познавательной работы, приобретаемые при изучении одного предмета, помогали лучше освоить другой. В нашей школе часто проводятся интегрированные уроки. Одним из таких является урок по биологии и литературе на тему «Цветы – чудо света».

Урок «Цветы – чудо света»

Тип урока – интегрированный урок, открытия новых знаний.

Цель – создать условия для формирования у обучающихся понятия цветка как видоизмененного побега и показать его значимость в жизни человека и природы через произведения великих русских поэтов.

Задачи:

1. Образовательная – продолжить формирование у обучающихся знаний о цветковых растениях.

2. Развивающая – развивать образное мышление, продолжить формировать умение использования лабораторного оборудования, способствовать проявлению индивидуальности и умение работать в группах, развивать творческие способности учащихся, обогащать словарь, развивать навыки и умения выразительного чтения.

3. Воспитывающая – воспитывать чувства прекрасного к природе, родному языку.

Ожидаемые результаты:

1. Метапредметные:

– продолжить формирование умение анализировать, сравнивать и обобщать изучаемые факты и явления;

– выявлять причинно-следственные связи в изучаемых явлениях;

– продолжить формирование умение;

– находить достоверную информацию для решения поставленных учебных задач;

– продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой.

2. Регулятивные: продолжить формирование умения самостоятельно формулировать учебные проблемы, выдвигать пути решения.

3. Коммуникативные: продолжить формирование умения организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками.

Педагогические технологии: проблемно-развивающее обучение, метод эвристических бесед, критическое мышление, игровые технологии.

Ход урока:

  1. Организационный этап. При входе в класс дети выбирают понравившийся цветной кружочек. Выбрать четырех капитанов. (Соловьев А., Гагаринов Л., Лубсанцыренова Д., Надагурова К.). Объединиться в четыре группы по одинаковым цветам. (красный, желтый, зеленый, синий ).
  2. Мотивирование к учебной деятельности. (Звучит “Вальс цветов” из балета П. И. Чайковского.) На слайде стихотворение. Прослушав стихотворение, сформулируйте тему нашего урока. Стихотворение читает: (3 мин.)
  3. Учитель 1

Нет благородней и нежнее красоты,

Чем та, что дарят нам цветы

Ведь соразмерно все в строении цветка. –

От кончиков корней до лепестка.

Нас радует нежнейший аромат,

И буйство красок нам ласкает взгляд.

В их красоте всегда найдут сюжет

Художник, музыкант, поэт.

Листочки – руки тянут к нам свои,

Нам говоря: любуйся, но не рви.

Не бойся, я тебя услышу,

И никогда, поверь мне, не обижу.

Ведь твердо я уверен в этом:

“Цветы – восьмое чудо света!”

Обратимся еще раз к последним строкам стихотворения. Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? Учащиеся формулируют и записывают тему урока.

Учитель 1: Нет на земле ничего прекрасней и нежнее цветов. Красота цветов не оставляет равнодушными ни писателей, ни художников, ни поэтов. Об этом к сегодняшнему уроку Арюна подготовила презентацию. Подготовленный ученик рассказывает о картинах художников. (1 мин.)

(Цыренжапова А. 2 мин.)(слайд)

3. Актуализация знаний.

Учитель 1: У каждого из вас есть любимый цветок. Мы предлагаем вам сегодня создать свою цветочную клумбу. Для начала каждому из вас нужно вспомнить и рассказать о своем любимом цветке стихотворение или загадку, или поговорку, пословицу, а может даже легенду! (Ученики отвечают по одному из каждой группы –

5 минут).

Учитель 2: Ребята, цветы, которые вы выбрали, несмотря на разнообразие и внешнее различие, выполняют одну и ту же функцию.

- Как вы думаете, какую? (Ответы учеников).

Цветы обеспечивают образование семян и способствуют размножению.

- Каким же образом цветок справляется с такой нелегкой задачей? (Варианты ответов). Правильно, цветы связаны строением. (3 мин.)

Каждой группе выдается бланк с инструкцией для выполнения заданий. Приложение.

Учитель 2: Задание 1. Для того чтобы узнать строение цветка, я предлагаю вам выполнить лабораторную работу. (Ученики выполняют работу из учебника).

(5 мин.)

А сейчас вашему вниманию предлагаются утверждения, на которые вы отвечаете «да» или «нет». (2 мин.)

1) Я утверждаю, что околоцветник – венчик и чашечка.

2) Венчик всегда ярко окрашен.

3) Венчик состоит из лепестков.

4) Чашечка состоит из лепестков.

5) Пестик – мужская часть цветка.

6) Пестик – женская часть цветка.

7) Чашечка нужная для привлечения насекомых.

8) Семена и плоды образуются из завязи пестика.

9) Цветок, имеющий только тычинки, называется обоеполым.

 

6. Первичное закрепление материала.

Учитель 2: Цветы – настоящее маленькое чудо. А зачем растению нужны цветы и почему они такие красивые? Ведь многие художники и писатели воспевают их красоту в своих произведениях.

(Учащиеся отвечают и приходят к выводу, что цветок – орган размножения, а яркая окраска и аромат – приспособление к опылению). (2 мин.)

Учитель 1. Задание 2. «Создание клумбы»

Определить название цветкового растения, перечислить его характерные признаки и подобрать эпитеты к нему. Каждая группа получает задание с загадочными цветами, в котором на отдельных листах изображены цветковые растения и подсказки в виде стихотворений. (4 мин). Музыкальный фон

1) Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат (ландыши).

Самуил Маршак.

2) Словно гроздья винограда,

На кустах цветы цветут,

И лиловым своим цветом,

Лето в гости к нам зовут!

( Сирень)

Леонов В.А.

3) Её к земле сгибает ливень,

Её ласкает солнца луч.

Наряд изысканно наивен,

А в лепестках любовный ключ.

Невеста русского раздолья –

Полей, опушек и лугов.

Её узнает царь и школьник,

Она – хозяйка всех венков (ромашка).

Т.Лаврова

4) ……. с прямыми ее лепестками

С древних времен называли “звездой”.

Так бы ее вы назвали и сами.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки совсем золотой (астра).

В.Рождественский

5) Как хороши, как свежи были …….

В моем саду! Как взор прельщали мой.

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой! (розы)

И.Мятлев

6)

«Кто красивей всех на клумбах?
Есть ли где цветок один —
Стройный, яркий и пушистый,
Как махровый георгин?»

А. Коринфский

7)

Каждый скажет, что многие любят их тут,
Ведь не зря ж их в народе ”Анютки” зовут?
Некапризный и миленький очень,
Этот маленький нежный цветочек!

И. Микулович

8) Вот, скромно
голову склоня,
Качаясь,
смотрит на меня,
Сквозь снег пробившсь,
лёгкий, нежный,
Весенний беленький…

Ф. Поллак

 

Подведение итогов данного задания. Защита. (8 мин)

Учитель 1. Посмотрите, какая у нас получилась клумба?

Учитель 2: Как вы думаете, а какое значение имеют цветы в жизни человека? (Учащиеся предлагают варианты ответов, а учитель обобщает их. Функции цветка: пища: салат из одуванчика, варенье из лепестков и т.д., лекарственная функция и эстетическая). (2 мин.)

7. Учитель 1. Рефлексия. Наш урок подходит к концу, а сейчас составьте синквейн по теме урока на биологическом и литературном языках. (Объяснить до урока)

1.Цветок.

2.Удивительный, ароматный, неповторимый, нежный, роскошный, пышный.

3.Растет, распускается, дарит, цветет.

4.Удивительный цветок распускается.. Цветок дарит радость. Поэты воспевают цветы.

5. Радость. Красота. Природа. Флора.

Учитель 1:

Что есть цветы? Трава по сути,

Но как красой ласкают взгляд

И ароматом опьяняют,

Закружат – и нет пути назад.

Цветы как все, дары природы,

Но как причудлив их узор,

И красок полная палитра

Всегда волнует чей-то взор.

Цветы приносят людям радость. Надеемся, что наш урок принес вам только радость!

8. Домашнее задание. Выполнить творческие задания по биологии и литературе:

Учитель биологии

Составить кроссворд по теме нашего урока

Учитель литературы:

- Сочинение – миниатюра «Рассказ от имени одного цветка»

 

Категория: Уроки | Добавил: sbssokrat (30.11.2019)
Просмотров: 178 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz