Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.05.2024, 02:39

Сайт Базархановой Соёлмы Сократовны

учителя русского языка и литературы
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [7]
Стихи и проза [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Литература » Уроки

Пейзаж в поэзии и живописи

Сценарий урока.

1. Организационный момент.

2.       Работа с эпиграфами.

Учитель. Уважаемые коллеги, сегодня речь пойдёт об искусстве.  Разделимся на  группы. Задания:

·        Какие  виды искусства вы знаете?

·        А зачем нужно искусство человеку, какую роль оно играет в жизни? (Появляется 1 слайд - «эпиграфы») Посмотрите, как на этот вопрос ответил Рамис да Пареха:  «Искусство оказывает величайшее влияние на душу человека». Как вы думаете, какие слова здесь главные?

·        А как, какими средствами искусство влияет на нашу душу?

·        Что же объединяет эти виды искусств?

Учитель. Великий русский историк Д.Г.Лихачёв словно помогает нам: «Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому». Именно искусство помогает нам не быть такими.

Учитель. Живопись отражает действительность в цвете, колорите, мазке, музыка открывает мир настроений и чувств в мелодии, гармонии и ритме музыкальных звуков, литература же воссоздаёт в нашем сознании образы с помощью слова. Значит, разные виды искусства воплощают действительность разными изобразительно-выразительными средствами.

Учитель. Создание образа. Искусство создаёт образную картину мира. Сегодня мы увидим, как создаётся художественный образ в различных видах искусства.

Учитель. Посмотрите внимательно на представленные здесь репродукции картин художников и послушайте фрагмент музыкального произведения.

4.           Сообщение темы, постановка задач.

Учитель. Сегодня мы будем говорить о пейзаже в живописи и поэзии. Познакомимся с лирическим стихотворением А.Блока и живописными пейзажами А.И.Куинджи, современника поэта. Выявим средства, которыми пользуются художник и поэт для создания художественного образа природы, для создания настроения.

Учитель. А также мы углубим ваши знания о колорите, и к концу занятия  вы сами напишите пейзаж.

7. Беседа на восприятие.

Учитель. Работа по группам:

·        Ребята, какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Тревога)

·        Какие образы представлены в этом стихотворении?

(Образ - пейзаж. Образ - месяца, образ - цветущего луга, образ - мрака, дороги.)

Учитель. Вы, наверное, обратили внимание на  репродукцию картины «Лунная ночь на Днепре».

·        Что на ней изображено? ( Река, луна, мельница, крестьянские дома, отражающие лунный

свет).

·        Какое настроение, образы она у вас вызывает? (Завораживающее, тревожное).

(Образ луны, ночного мрака).

Учитель. Эту картину написал известный пейзажист Архип Иванович Куинджи. ( Появляется 4 слайд с портретом Куинджи)

 

8. Сообщение об А.И. Куинджи.   

Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на Украине в семье грека, бедного сапожника. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, по-татарски означает «золотых дел мастер». Рано осиротев, мальчик жил у родственников. Основы грамоты Куинджи получил от знакомого учителя грека, а затем занимался в городской школе.

Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде — на стенах домов, заборах, обрывках бумаги.

Куинджи едет в Петербург с мечтой поступить в Академию художеств. Но его художественная подготовка оказалась слабой. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Но это не остановило упорного и настойчивого юношу.

В 1868 году за одну из работ он получил возможность быть вольнослушателем в Академии. Куинджи окунулся, атмосферу художественной жизни. Он дружит с Репиным, Васнецовым, познакомился с Крамским.

В 1879 году художник пишет несколько пейзажей, среди которых «Берёзовая роща». Толпы людей простаивали часами у этого полотна. Казалось, будто само солнце проникло в помещение выставочного зала, освещал зелёную поляну, играл на белых стволах берёз. В 1880 году в Петербурге была открыта необычная выставка: была выставлена всего одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Она вызвала бурю восторгов. У входа на выставку стояла огромная очередь. Мастерство Куинджи в передаче лунного света - результат огромной работы художника.

Своим искренним и вдохновенным творчеством он прославил русское искусство и внёс ценнейший вклад в его сокровищницу.

 

9.  Анализ произведений.

Учитель. А сейчас будем работать одновременно со стихотворением и репродукциями.

·        А.А.Блок передаёт ночное состояние природы, в часы полнолуния. Какие чувства в это время суток испытывает ЛГ?

    ( Жутко. Непонятная тревога ).

Вывод: В лирическом стихотворении передано не только состояние природы, но и человека.

·        Какие средства выразительности ещё использует поэт для создания ночного пейзажа? Почему ЛГ становится жутко?

Работа с таблицей.

Учитель.

·        Можно ли картину Куинджи «Лунная ночь на Днепре» рассмотреть как иллюстрацию к 1 части стихотворения Блока?

·        Как живописец передаёт настроение в картине? С помощью чего? (Цвет, колорит, изображаемые образы).

·        Давайте вспомним, что такое колорит.

(Появляется 7 слайд  - понятие « колорит»).

Гармоничное сочетание, объединение различных цветов в картине называется колоритом. (Запишите это определение себе в тетрадь.) Колорит раскрывает нам красочное богатство мира. Помогает художнику передать настроение картины. Колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным. Бывает тёплым, холодным, светлым и тёмным.

·        Какими цветовыми оттенками написана эта картина?

·        Какой у нее колорит?

(Произведение написано в тревожном, холодном колорите. Сине-фиолетовое небо, белый диск луны; холодный, зеленоватый лунный свет освещает облака, водную гладь, отражается на стенах домов).

Вывод: Да, эта картина может быть иллюстрацией к стихотворению Блока, так как её холодный, тревожный колорит завораживает нас, вызывает чувство тревоги (заставляет нас волноваться).

Учитель.

·        Обратите внимание на то, как Блок живописует цвет. Посмотрите, иногда ни цвет, ни оттенок цвета не названы, а мы их видим, представляем. Где?

Полный месяц — желтый диск луны.

Какие оттенки цветов возникают в вашем воображении при словах:

Бледный, бледный луг — белый, молочный;

Луг цветущий — зелёные, синие, красные, жёлтые оттенки;

Мрак ночной — черный, серый, темно-синий, фиолетовый.

(Появляется 8 слайд - «Днепр утром» Куинджи.)

Учитель.

·        Как вы думаете, какое время суток изображено на этой  картине? (Раннее утро.)

Правильно, она так и называется «Днепр утром». Это панорамная, величественная, монументальная картина. Мы видим здесь бесконечную даль, зрительно ощущаем её благодаря мастерски переданной воздушной перспективе. Её мотив очень прост — небо.

Степь, река, парящая в небе одинокая птица. Все, казалось бы, очень просто, нет ничего особенного, но как впечатляет нас эта картина, эта бесконечная даль.

Растения на первом плане четко просматриваются, у них ярко выражен цвет и тон. Чем дальше от нас удаляется пространство, тем более тусклыми становятся краски. Воздух ослабляет яркость цвета. Солнце еще не встало, поле покрыто туманом, мы чувствуем влажность воздуха.

·        Какими цветовыми оттенками написана эта картина?

( Голубыми, желтоватыми, серыми).

·        Правильно. У этого произведения холодный, приглушенный колорит.

(Фоном звучит «Утро» Грига).

Учитель. А сейчас откиньтесь на спинку стула, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте музыку.

·        Отдохнули? Поднимите руки, вздохните глубоко, выдохните.

·        Теперь возвратимся к стихотворению. Давайте прочитаем строки про утро.

·        Какие чувства будет испытывать лирический герой утром?

·        Какие цвета вы представили при чтении строк: «солнце выйдет из тумана...», «солнце... поле озарит...»

(Появляется 9 слайд — «Берёзовая роща» Куинджи, звучит отрывок «Утро» Грига)

Учитель. Картина Куинджи «Берёзовая роща» поражает своей яркостью и радостным ощущением единения с природой. Группы берёз, с продуманной точностью размещены на плоскости холста. Картина построена на контрастах тёмных пятен стены деревьев на заднем плане, глубокой тени переднего плана и солнечной насыщенности центральной части холста.

·        Какой колорит у этого живописного произведения?

·        Какие цветовые оттенки здесь преобладают?

( Тёплый, радостный с преобладанием зеленовато-жёлтых оттенков ).

Правильно. Всё изображение пронизывает зелёный цвет, именно на нём держится колористическое решение этой работы. Он вездесущ, присутствует и в ровной голубизне неба и в тёмной синеве ручья, и в белизне берёзовых стволов не говоря уже о листве и траве.

·        Можно ли эту картину Куинджи использовать как иллюстрацию ко второй части стихотворения? Почему?

Учитель.

·        Какие картины природы, время суток изображены в первой и второй частях стихотворения?

·        Как называются эти слова?

          (Антонимы)

·        Какие антонимы вы ещё встретили в этих частях?

·        Какой художественный приём используется в построении произведения?

(Антитеза)

Вывод: Какие приёмы использует поэт для создания словесного образа-пейзажа?

Посмотрите на записи в таблице.

( Появляется 10 слайд – три картины Куинджи)

Учитель. Какие  средства художественной выразительности использует живописец, когда создает пейзаж?

(Цвет, колорит, композицию, светотень, контраст)

Общий вывод:

·        Какую общую цель стремятся достигнуть и поэт, и художник, создавая пейзаж ?

(Передать красоту,  гармонию природы;  вызвать эмоции, переживания  у читателя  и зрителя.)

10. Создание иллюстрации к стихотворению А. Блока.

Учитель: При создании иллюстрации к стихотворению пользуйтесь текстом и записями в таблице о цвете. За эту работу вы получите оценку и по литературе. Выберите ,какую из композиционных частей вы будете иллюстрировать: ночь, утро или день – и приступайте к работе. Но сначала давайте определимся, какой колорит вы будете использовать, создавая ночной, утренний или дневной пейзаж.

 ( Работа со слайдами).

( Ученики самостоятельно работают над рисунками, учитель помогает)

11. Выставка работ учеников.

Учитель: Ребята, при защите рисунков прочтите строки стихотворения, которые   вы проиллюстрировали.

12. Заключение.

Учитель:  Вот и кончается наш необыкновенный урок.

·        Понравился ли вам урок, в котором слились поэзия и живопись?

·        Что сегодня вы узнали на уроке? 

·        Что сегодня расскажете дома об этом уроке?

Учитель:  Мы всех благодарим  за внимание, за работу; урок окончен.

 

Категория: Уроки | Добавил: sbssokrat (22.02.2014)
Просмотров: 1530 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz