Сценарий урока.
1. Организационный момент.
2. Работа
с эпиграфами.
Учитель. Уважаемые коллеги, сегодня речь пойдёт
об искусстве. Разделимся на группы. Задания:
·
Какие виды
искусства вы знаете?
·
А
зачем нужно искусство человеку, какую роль оно играет в жизни? (Появляется 1
слайд - «эпиграфы») Посмотрите, как на этот вопрос ответил Рамис да
Пареха: «Искусство оказывает величайшее
влияние на душу человека». Как вы думаете, какие слова здесь главные?
·
А как, какими средствами искусство влияет на нашу душу?
·
Что же объединяет эти виды искусств?
Учитель. Великий русский историк Д.Г.Лихачёв
словно помогает нам: «Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей
музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому». Именно искусство помогает нам не быть такими.
Учитель. Живопись отражает действительность в
цвете, колорите, мазке, музыка открывает мир настроений и чувств в мелодии,
гармонии и ритме музыкальных звуков, литература же воссоздаёт в нашем
сознании образы с помощью слова. Значит, разные виды искусства воплощают
действительность разными изобразительно-выразительными средствами.
Учитель. Создание образа. Искусство создаёт образную картину мира.
Сегодня мы увидим, как создаётся художественный образ в различных видах искусства.
Учитель. Посмотрите
внимательно на представленные здесь репродукции картин художников и послушайте фрагмент
музыкального произведения.
4.
Сообщение темы, постановка задач.
Учитель. Сегодня мы будем говорить о пейзаже в
живописи и поэзии. Познакомимся с лирическим стихотворением А.Блока и
живописными пейзажами А.И.Куинджи, современника поэта. Выявим средства,
которыми пользуются художник и поэт для создания художественного образа природы,
для создания настроения.
Учитель. А также мы углубим ваши знания о
колорите, и к концу занятия вы сами
напишите пейзаж.
7. Беседа
на восприятие.
Учитель. Работа по группам:
·
Ребята,
какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
(Тревога)
·
Какие
образы представлены в этом стихотворении?
(Образ - пейзаж. Образ - месяца,
образ - цветущего луга, образ - мрака, дороги.)
Учитель. Вы,
наверное, обратили внимание на
репродукцию картины «Лунная ночь на
Днепре».
·
Что
на ней изображено? ( Река, луна, мельница, крестьянские дома, отражающие лунный
свет).
·
Какое
настроение, образы она у вас вызывает? (Завораживающее, тревожное).
(Образ луны, ночного мрака).
Учитель. Эту картину написал известный пейзажист Архип
Иванович Куинджи. ( Появляется 4 слайд с портретом Куинджи)
8. Сообщение об А.И. Куинджи.
Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на Украине в семье грека,
бедного сапожника. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, по-татарски
означает «золотых дел мастер». Рано осиротев, мальчик жил у родственников. Основы
грамоты Куинджи получил от знакомого учителя грека, а затем занимался в
городской школе.
Любовь к рисованию проявилась у него
в детстве, он рисовал везде — на стенах домов, заборах, обрывках бумаги.
Куинджи едет в
Петербург с мечтой поступить в Академию художеств. Но его художественная подготовка
оказалась слабой. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Но это
не остановило упорного и настойчивого юношу.
В 1868 году за одну из работ он
получил возможность быть вольнослушателем в Академии. Куинджи окунулся,
атмосферу художественной жизни. Он дружит с
Репиным, Васнецовым, познакомился с Крамским.
В 1879 году художник пишет несколько
пейзажей, среди которых «Берёзовая роща». Толпы людей простаивали часами у
этого полотна. Казалось, будто само солнце проникло в помещение выставочного
зала, освещал зелёную поляну, играл на белых стволах берёз. В 1880 году в Петербурге была открыта необычная выставка: была
выставлена всего одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Она вызвала бурю
восторгов. У входа на выставку стояла огромная очередь. Мастерство
Куинджи в передаче лунного света - результат огромной работы художника.
Своим искренним и вдохновенным творчеством он
прославил русское искусство
и внёс ценнейший вклад в его сокровищницу.
9. Анализ произведений.
Учитель. А сейчас будем работать одновременно со
стихотворением и репродукциями.
·
А.А.Блок передаёт ночное состояние природы, в часы
полнолуния. Какие чувства в это время суток испытывает ЛГ?
( Жутко. Непонятная тревога ).
Вывод: В лирическом стихотворении передано не
только состояние природы, но и человека.
·
Какие средства выразительности ещё использует поэт для
создания ночного пейзажа? Почему ЛГ становится жутко?
Работа с
таблицей.
Учитель.
·
Можно ли картину Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
рассмотреть как иллюстрацию
к 1 части стихотворения Блока?
·
Как живописец передаёт настроение в картине? С помощью
чего? (Цвет, колорит,
изображаемые образы).
·
Давайте
вспомним, что такое колорит.
(Появляется 7 слайд - понятие « колорит»).
Гармоничное
сочетание, объединение различных цветов в картине называется колоритом.
(Запишите это определение себе в тетрадь.) Колорит раскрывает нам красочное богатство мира. Помогает художнику
передать настроение картины. Колорит может быть спокойным, радостным,
тревожным, грустным. Бывает тёплым, холодным, светлым и тёмным.
·
Какими
цветовыми оттенками написана эта картина?
·
Какой
у нее колорит?
(Произведение
написано в тревожном, холодном колорите. Сине-фиолетовое небо, белый диск луны; холодный, зеленоватый
лунный свет освещает облака, водную гладь, отражается
на стенах домов).
Вывод: Да, эта картина может быть
иллюстрацией к стихотворению Блока, так как её холодный, тревожный колорит завораживает нас, вызывает чувство тревоги
(заставляет нас волноваться).
Учитель.
·
Обратите внимание на то, как Блок живописует цвет.
Посмотрите, иногда ни цвет,
ни оттенок цвета не названы, а мы их видим, представляем. Где?
Полный месяц —
желтый диск луны.
Какие оттенки цветов возникают в
вашем воображении при словах:
Бледный, бледный луг — белый,
молочный;
Луг цветущий — зелёные, синие,
красные, жёлтые оттенки;
Мрак ночной — черный, серый,
темно-синий, фиолетовый.
(Появляется 8
слайд - «Днепр утром» Куинджи.)
Учитель.
·
Как вы думаете, какое время суток изображено на
этой картине? (Раннее утро.)
Правильно, она так и называется
«Днепр утром». Это панорамная, величественная, монументальная картина. Мы видим
здесь бесконечную даль, зрительно ощущаем её благодаря
мастерски переданной воздушной перспективе. Её мотив очень прост — небо.
Степь, река, парящая в небе одинокая
птица. Все, казалось бы, очень просто, нет ничего особенного, но как впечатляет
нас эта картина, эта бесконечная даль.
Растения на
первом плане четко просматриваются, у них ярко выражен цвет и тон. Чем дальше от нас удаляется
пространство, тем более тусклыми становятся краски. Воздух ослабляет яркость
цвета. Солнце еще не встало, поле покрыто туманом, мы чувствуем влажность воздуха.
·
Какими
цветовыми оттенками написана эта картина?
( Голубыми, желтоватыми, серыми).
·
Правильно.
У этого произведения холодный, приглушенный колорит.
(Фоном звучит «Утро» Грига).
Учитель. А
сейчас откиньтесь на спинку стула, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте музыку.
·
Отдохнули? Поднимите руки, вздохните глубоко, выдохните.
·
Теперь
возвратимся к стихотворению. Давайте прочитаем строки про утро.
·
Какие
чувства будет испытывать лирический герой утром?
·
Какие цвета вы представили при чтении строк: «солнце выйдет из тумана...», «солнце...
поле озарит...»
(Появляется 9 слайд — «Берёзовая
роща» Куинджи, звучит отрывок «Утро» Грига)
Учитель. Картина Куинджи «Берёзовая роща»
поражает своей яркостью и радостным ощущением
единения с природой. Группы берёз, с продуманной точностью размещены на плоскости
холста. Картина построена на контрастах тёмных пятен стены деревьев на заднем
плане, глубокой тени переднего плана и солнечной насыщенности центральной части
холста.
·
Какой
колорит у этого живописного произведения?
·
Какие
цветовые оттенки здесь преобладают?
( Тёплый, радостный с преобладанием
зеленовато-жёлтых оттенков ).
Правильно. Всё изображение
пронизывает зелёный цвет, именно на нём держится колористическое решение этой
работы. Он вездесущ, присутствует и в ровной голубизне неба и в тёмной синеве
ручья, и в белизне берёзовых стволов не говоря уже о листве и траве.
·
Можно ли эту картину Куинджи использовать как
иллюстрацию ко второй части стихотворения? Почему?
Учитель.
·
Какие картины природы, время суток изображены в первой и
второй частях стихотворения?
·
Как
называются эти слова?
(Антонимы)
·
Какие
антонимы вы ещё встретили в этих частях?
·
Какой
художественный приём используется в построении произведения?
(Антитеза)
Вывод: Какие приёмы использует поэт для
создания словесного образа-пейзажа?
Посмотрите на записи в таблице.
( Появляется 10 слайд –
три картины Куинджи)
Учитель. Какие средства художественной выразительности
использует живописец, когда создает пейзаж?
(Цвет, колорит, композицию, светотень, контраст)
Общий вывод:
·
Какую
общую цель стремятся достигнуть и поэт, и художник, создавая пейзаж ?
(Передать красоту,
гармонию природы; вызвать эмоции,
переживания у читателя и зрителя.)
10. Создание
иллюстрации к стихотворению А. Блока.
Учитель: При создании иллюстрации к
стихотворению пользуйтесь текстом и записями в таблице о цвете. За эту работу
вы получите оценку и по литературе. Выберите ,какую из композиционных частей вы
будете иллюстрировать: ночь, утро или день – и приступайте к работе. Но сначала
давайте определимся, какой колорит вы будете использовать, создавая ночной,
утренний или дневной пейзаж.
( Работа со слайдами).
( Ученики самостоятельно работают над рисунками, учитель
помогает)
11. Выставка работ
учеников.
Учитель: Ребята, при защите рисунков прочтите
строки стихотворения, которые вы
проиллюстрировали.
12. Заключение.
Учитель: Вот и кончается наш необыкновенный урок.
·
Понравился
ли вам урок, в котором слились поэзия и живопись?
·
Что
сегодня вы узнали на уроке?
·
Что
сегодня расскажете дома об этом уроке?
Учитель:
Мы всех благодарим за внимание,
за работу; урок окончен.
|